Пока мы спорим пускать или не пускать учеников в Интернет - они уже здесь. Мы снова опоздали. Очевидно, что сейчас невозможно гарантировать стопроцентную защиту детей от нежелательного контента. Никакие фильтры никогда такой гарантии не дадут. Но мы можем формировать у ребят навык "безопасного" поведения в Интернете.
Родители должны знать, чем заняты их дети.
Самое простое – разговаривать с детьми: чем живет, чем интересуется, какие сайты любит посещать и почему, с кем дружит, в том числе, и в Интернете.
Немаловажно объяснить ребенку, что всей информацией, которую он узнает из Интернета, он должен делиться с родителями, так как, в Интернете не всегда пишут правду, а есть и недоброжелатели, которые хотят навредить или обмануть.
Дети должны владеть основами ОБЖ.
Мы учим их не разговаривать с незнакомцами? Мы объясняем, что нельзя называть незнакомцам свой домашний адрес? Ну и в сети все то же самое.
Обязательно ребенку нужно объяснить что Интернет, это не просто компьютерная игра, которую вы купили в магазине. Он должен понимать, что при регистрации на любом сайте, будь то онлайн-игра, сайт знакомств, «Контакт» или «Одноклассники», нельзя вводить абсолютно все данные о себе (ФИО, домашний адрес, телефон, свой распорядок дня, материальное положение семьи и т.д.), потому что это может привести к плохим последствиям. Информация, находящаяся в сети доступна любому желающему, и преступники активно ее используют в своих коварных планах.
Ребенок должен знать, что встречаться с виртуальными друзьями в реальной жизни, а тем более приглашать их к себе в гости или ходить к ним без сопровождения родителей ни в коем случае нельзя. Для убедительности, можно подкрепить рассказ парочкой вымышленных историй, о том, как благодаря «Интернет-друзьям» грабят квартиры и похищают детей.
Самое главное - приучать детей не «проводить время» в Интернете, а активно пользоваться полезными возможностями сети.
А возможностей - глаза разбегаются! Сколько всего можно сделать помощью разных социальных сервисов: и презентацию в блог подвязать, и мультик, и слайд-шоу. Одна только беда: снижается уровень безопасности закрытого блога: очень уж много встроенных кнопок, уводящих на родной сайт поставщика услуги. А "родной сайт", понятное дело, на детей не рассчитан и что там, на титульной странице, выскочит в тот момент, когда ребенок кликнет, это еще большой вопрос.
Естественно родители должны быть в курсе того, чем интересуется ребенок, какие сайты в Интернете он посещает и что делает. Но далеко не всегда дети охотно делятся этой информацией с взрослыми, и зачастую говорят не правду.
Детская психика легко подвергается негативному влиянию, а Интернет этому способствует вдвойне. Очень часто встречаются случаи игромании у подростков. Ребенок просто зомбируется и живет в виртуальном мире игры, при этом абсолютно безразличен к реальной жизни.
Также если у подростка не складываются отношения со сверстниками, он ищет общения в социальных сетях, и порой находит друзей в кругу наркоманов или бандитов. Не ради любопытства и контроля личной жизни, а чтобы не упустить переломный момент в жизни ребенка рекомендуется установить на компьютер программу родительского контроля.
Существует очень много разновидностей программ для родительского контроля, купить ее можно в специализированном компьютерном магазине или скачать из Интернета. Программное обеспечение родительского контроля позволяет настроить определенный график на неделю, с указанием конкретного времени, когда Интернет будет доступен пользователю. Еще программа родительского контроля дает возможность ограничить доступ ребенка к конкретным играм, сайтам или программам, а также ограничить активность ребенка путем задания конкретных веб-узлов, доступных для просмотра. Не менее важной функцией подобных программ является создания отчета о деятельности конкретного пользователя. То есть, родители смогут ежедневно просматривать отчет, о сайтах, которые посещал их ребенок.
БЕЗОПАСНЫЕ ПАРОЛИ
Одним из способов является придумать известное предложение и взять из каждого слова первые буквы. Например, «Наш Сергей родился в 99», при этом с использованием английского алфавита получится пароль YChd99. Просто запомнить, сложно догадаться. Никогда не создавайте пароль, который может отгадать друг (например, кличка домашнего животного).
ФИЛЬТР ПОИСКА MSN
Детям известно, как использовать поисковые модули для информации, но им не обязательно знать, как избежать ссылок на все виды неуместного содержимого. Нами используется собственный фильтр поиска MSN, который исключает неуместные ссылки из результатов поиска.
Примечание. Не забудьте сохранить параметры при изменении уровня строгости фильтрации. Чтобы отключить фильтр, необходимо вернуться на страницу параметров поиска и выбрать умеренный уровень фильтрации или отключить ее полностью. Необходимо сохранить параметры, чтобы изменения вступили в силу.
В Интернете содержатся материалы, неуместные для детей. Большую часть таких материалов можно заблокировать с помощью ряда фильтров. Важно понимать, что такая технология не является единственным способом защиты детей от неуместных материалов в Интернете.
БЕЗОПАСНОЕ ПРОСТРАНСТВО
Самым безопасным способом путешествия по просторам Интернета для детей является создание безопасного пространства или области, в которой разрешен просмотр сайтов, одобренных доверенным взрослым человеком. Для разрешения детям доступа к определенным безопасным сайтам можно использовать параметры обозревателя. В этом случае, если ребенку необходимо посетить новый сайт, сначала необходимо добавить его адрес в список разрешенных сайтов. В операционной системе Windows XP можно легко создавать безопасные пространства.
Для ребенка необходимо создать персональную учетную запись пользователя в операционной системе. При этом для ребенка определяются права доступа и параметры обозревателя Интернета.
ПРОГРАММЫ ФИЛЬТРАЦИИ
Программы фильтрации предоставляют функции ограничения веб-сайтов на основе содержимого. Это означает, что программой блокируется доступ к сайтам, содержащим материалы, которые определены как опасные (порнография, насилие и т.д.).
Ограничение входящих контактов
С помощью технологии фильтров и блокировки можно ограничить список собеседников, с которым дети общаются через Интернет. Для получения более подробной информации см. страницы в разделах Использование электронной почты и Программы мгновенного обмена сообщениями.
ЖУРНАЛ ПРОСМОТРЕННЫХ ВЕБ–СТРАНИЦ
С помощью функции журнала просмотренных веб-страниц в обозревателе Интернета можно просмотреть веб-сайты, посещенные другими пользователями за последнее время (хотя журнал просмотренных веб-страниц легко удалить).
СОВЕТ
Что следует делать, если ребенок увидел в Интернете неприятные или неуместные материалы?
– Не реагируйте слишком остро: ребенок не должен чувствовать излишнего смущения, чтобы он мог свободно говорить о подобных случаях в будущем.
– Акцентируйте внимание ребенка на том, что это не его вина.
– Удалите любые следы, оставшиеся от неуместного материала, включая ссылки из кэш-памяти обозревателя, файлы cookie и журнал просмотренных веб-страниц.
– Поговорите с ребенком о том, как избежать подобных ситуаций в будущем, включая использование детских поисковых модулей и удаление сообщений электронной почты от неизвестных людей.
Ссылки на электронные адреса по проблемам информационной безопасности для всех участников образовательного процесса:
«Игра для детей про безопасность в интернете» (www.wildwebwoods.org),
«Основы безопасности детей и молодежи в Интернете — интерактивный курс по Интернет-безопасности» (http://www.microsoft.com/eesti/education/veebivend/koomiksid/rus/html/etusivu.htm) – на данном сайте представлены подготовленные совместно с Информационно-аналитическим ресурсом «Ваш личный Интернет» и Интернет-Университетом Информационных Технологий материалы для детей, их родителей и учителей - интерактивные сценарии, короткие тесты, готовые планы уроков, - благодаря которым дети смогут освоить основы безопасной работы в Интернете.
Безопасность ребенка в Интернете (памятка родителям)
Современные дети значительно отличаются от детей не только прошедшего столетия, но и последних десятилетий. Теперь дети стали реже гулять, меньше общаться со сверстниками, предпочитая виртуальных друзей. Привычные возгласы мам "Опять на улицу собрался?!" сменились не меньшими по эмоциям "Опять в Интернете сидишь?!". К сожалению, это реалии времени, с которыми необходимо считаться. Интернет все больше вторгается в нашу жизнь. И дети начинают с ним знакомство порой в очень раннем возрасте.
Виртуальное пространство – увлекательный мир, его возможности безграничны. Но Сеть таит в себе много опасностей, неискушенное чадо может быть очень легко обмануто, его доверие несложно завоевать посредством Интернета даже при помощи обычной переписки. Этим, как правило, и пользуются киберпреступники. Чтобы обезопасить юного пользователя от возможных бед, надо провести подробный инструктаж перед тем, как он начнет осваивать киберпространство.
Первое. Расскажите ребенку, что представляет собой Интернет-пространство, чем полезен Интернет, что можно там найти интересного и что негативного можно встретить. Лучше представить виртуальную сеть как помощника в поиске информации или как средство образования, а не как возможность для развлечений и удовольствий, чтобы ребенок не просиживал все свободное время в сети, а правильно распределял его по необходимости.
Второе. Договоритесь с ребенком, сколько времени он будет проводить в сети. Для каждого возраста должно быть свое время – чем старше ребенок, тем больше он может находиться в сети, но определенные рамки все равно должны сохраняться. Десятилетнему ребенку достаточно и 30 минут. Можно создать список домашних правил пользования Интернетом, где будет указан перечень сайтов, которые можно посещать, информация о защите личных данных, этика поведения в сети и прочее.
Третье. Предупредите свое чадо о том, что в сети он может столкнуться с запрещенной информацией и злоумышленниками. Речь идет о насилии, наркотиках, порнографии, страницах с националистической или откровенно фашистской идеологией. Ведь все это доступно в Интернете без ограничений. Часто случается так, что просмотр подобной информации даже не зависит от ребенка – на многих сайтах отображаются всплывающие окна, содержащие любую информацию, чаще всего порнографического характера. При столкновении с негативным контентом ребенок обязательно должен рассказать об этом родителям.
Четвертое. Приучите детей к конфиденциальности. Если на сайте необходимо, чтобы ребенок ввел имя, помогите ему придумать псевдоним, не раскрывающий никакой личной информации. Расскажите детям о том, что нельзя сообщать какую-либо информацию о своей семье – делиться проблемами, рассказывать о членах семьи, о материальном состоянии, сообщать адрес.
Пятое. Беседуйте с детьми об их виртуальных друзьях и о том, чем они занимаются так, как если бы речь шла о друзьях в реальной жизни. Часто педофилы регистрируются на детских сайтах, вступают в переписку с ребенком, общаются длительное время - все это для определенной цели –завоевать доверие ребенка и добиться встречи с ним. Каковы могут быть последствия встречи, догадаться несложно. Приучите детей рассказывать о встречах в реальной жизни. Если ребенок хочет встретиться с другом, он обязательно должен сообщить об этом взрослым.
Шестое. Расскажите о мошенничествах в сети - розыгрышах, лотереях, тестах, чтобы ребенок никогда, без ведома взрослых, не отправлял СМС, чтобы узнать какую-либо информацию из Интернета.
Седьмое. Объясните детям, что никогда не следует отвечать на мгновенные сообщения или письма по электронной почте, поступившие от незнакомцев. Если ребенка что-то пугает, настораживает или кто-то угрожает в переписке, в письме, он обязательно должен сообщить об этом взрослым.
Ознакомьте ваше чадо с этими простыми правилами, и он будет иметь представление о том, с чем может столкнуться в Интернете, и будет знать, как вести себя в этом случае. Если ребенок будет вам доверять и рассказывать все, что впечатлило его в сети, с кем он познакомился, вы сможете избежать очень серьезных бед, таких как похищение ребенка посредством сети и сексуальная эксплуатация детей. Но не переборщите – не надо запугивать ребенка Интернетом, говорить, что это очень опасная и страшная штука, но ей надо уметь пользоваться. Ребенок должен усвоить мысль, что Интернет – это друг, и если правильно с ним «дружить», можно извлечь из этого очень много пользы. А правильно «дружить» с ним научить может только взрослый. Так что все карты вам в руки.