Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 4 человека

Изучаем Кодекс РБ об образовании

Дата: 11 ноября 2021 в 16:05

Кодекс РБ об образовании

Раздел V
Дисциплинарная ответственность обучающихся

Статья 126. Основания для привлечения обучающихся к дисциплинарной ответственности

1. Основаниями для привлечения обучающегося к дисциплинарной ответственности являются противоправное, виновное (умышленное или по неосторожности) неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него актами законодательства, учредительными документами и иными локальными нормативными правовыми актами учреждения образования (дисциплинарный проступок), в виде следующих действий (бездействия):
1.1. опоздания или неявки без уважительных причин на учебные занятия (занятия);
1.2. нарушения дисциплины в ходе образовательного процесса;
1.4. неисполнения без уважительных причин законного требования педагогического работника;
1.5. оскорбления участников образовательного процесса;
1.6. распространения информации, наносящей вред здоровью обучающихся;
1.7. порчи зданий, сооружений, оборудования или иного имущества учреждения образования;
1.8. несоблюдения (нарушения) требований законодательства о здравоохранении, пожарной безопасности;
1.9. распития алкогольных напитков, слабоалкогольных напитков, пива, употребления наркотических средств, психотропных, токсических и других одурманивающих веществ в зданиях, общежитиях и на иной территории учреждения образования либо появления в указанных местах в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
1.10. курения (потребления) табачных изделий в зданиях, общежитиях и на иной территории учреждения образования;
1.11. иных противоправных действий (бездействия).

2. Не признается дисциплинарным проступком деяние, соответствующее критериям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, совершенное обучающимся из числа лиц с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями.

3. За совершение обучающимся дисциплинарного проступка устанавливается дисциплинарная ответственность, которая выражается в применении к нему мер дисциплинарного взыскания.

Статья 127. Возраст, по достижении которого наступает дисциплинарная ответственность

1. К дисциплинарной ответственности привлекаются обучающийся, достигший к моменту совершения дисциплинарного проступка возраста четырнадцати лет, а обучающийся из числа лиц с особенностями психофизического развития — семнадцати лет.

2. К обучающемуся, совершившему дисциплинарный проступок и не достигшему к моменту его совершения возраста, с которого наступает дисциплинарная ответственность, а также к обучающемуся из числа лиц с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями, совершившему дисциплинарный проступок, могут применяться меры педагогического воздействия (беседа, обсуждение на педагогическом совете и иные меры педагогического воздействия), не противоречащие законодательству.

Статья 128. Меры дисциплинарного взыскания

1. За совершение дисциплинарного проступка к обучающемуся могут быть применены следующие меры дисциплинарного взыскания:
1.1. замечание;
1.2. выговор;
1.3. отчисление.
2. Отчисление как мера дисциплинарной ответственности может быть применено за: длительное отсутствие (более тридцати дней) без уважительных причин на учебных занятиях (занятиях) в течение учебного года; систематическое (повторное в течение учебного года) неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей обучающимся, если к нему ранее применялись меры дисциплинарного взыскания. Отчисление как мера дисциплинарного взыскания не применятся к: обучающемуся, не завершившему освоение содержания образова-тельной программы базового образования; обучающемуся, не достигшему возраста шестнадцати лет.

3. Право выбора меры дисциплинарного взыскания принадлежит руководителю учреждения образования. При выборе меры дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть дисципли-нарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предшествующее поведение обучающегося.

Глава 15
Применение мер дисциплинарного взыскания

Статья 130. Презумпция невиновности обучающегося, привлекаемого к дисциплинарной ответственности

1. Обучающийся, привлекаемый к дисциплинарной ответственности, считается невиновным, пока его вина не будет доказана и установлена приказом о применении меры дисциплинарного взыскания, изданным руководителем учреждения образования.

2. Обучающийся, привлекаемый к дисциплинарной ответственности, не обязан доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности обучающегося, привлекаемого к дисциплинарной ответ¬ственности, толкуются в его пользу.

Статья 131. Права обучающегося, привлекаемого к дисциплинарной ответственности, законного представителя несовершеннолетнего обучающегося, привлекаемого к дисциплинарной ответственности

Обучающийся, привлекаемый к дисциплинарной ответственности, законный представитель несовершеннолетнего обучающегося, привлекаемого к дисциплинарной ответственности, имеют право: знакомиться со всеми материалами, подтверждающими вину обучающегося, снимать с них копии; давать пояснения и представлять доказательства либо отказаться от дачи пояснений; быть заслушанными в ходе любого затрагивающего их интересы разбирательства, присутствовать на нем; получить юридическую помощь в соответствии с законода-тельством; ознакомиться с приказом о применении меры дисциплинарного взыскания и получить его копию; обжаловать приказ о применении меры дисциплинарного взыскания.

Статья 132. Порядок применения мер дисциплинарного взыскания

1. Поводами для привлечения обучающегося к дисциплинарной ответственности могут служить сообщения местных исполнительных и распорядительных органов, правоохранительных органов, иных государ¬ственных органов и организаций, докладные записки педагогических и иных работников учреждения образования, лиц, осуществляющих охрану помещений учреждения образования.

2. До применения дисциплинарного взыскания руководитель учреждения образования обязан уведомить одного из законных представителей несовершеннолетнего обучающегося о возможности привлечения этого несовершеннолетнего обучающегося к дисципли-нарной ответственности, затребовать у обучающегося объяснение в письменной форме, которое обучающийся вправе представить в течение пяти календарных дней. При отказе обучающегося дать объяснение составляется акт, который подписывается тремя лицами из числа работников учреждения образования и (или) обучающихся этого же учреждения образования, достигших возраста восемнадцати лет.

3. Отказ обучающегося дать объяснение в письменной форме не препятствует применению к нему меры дисциплинарного взыскания.

4. За каждый дисциплинарный проступок может быть применена только одна мера дисциплинарного взыскания.

5. Применение в качестве меры дисциплинарного взыскания отчисления к несовершеннолетнему обучающемуся допускается только после уведомления учреждением образования соответствующей комиссии по делам несовершеннолетних местного исполнительного и распоряди¬тельного органа.

6. Решение о применении меры дисциплинарного взыскания к обучающемуся принимается на основании материалов, содержащих фактические доказательства совершения им дисциплинарного проступка.

7. Руководитель учреждения образования вправе, а по инициативе обучающегося, привлекаемого к дисциплинарной ответственности (закон¬ного представителя несовершеннолетнего обучающегося, привлекаемого к дисциплинарной ответственности), обязан лично заслушать объяснения обучающегося, его заявления, жалобы.

Статья 133. Сроки применения мер дисциплинарного взыскания

1. Обучающийся может быть привлечен к дисциплинарной ответственности не позднее одного месяца со дня обнаружения дисциплинарного проступка (день, когда о проступке стало или должно было стать известно педагогическому работнику учреждения образования, не считая времени болезни обучающегося, нахождения его на каникулах, в отпуске. Дисциплинарное взыскание к несовершенно-летнему обучающемуся может быть применено не ранее, чем через семь календарных дней после направления уведомления одному из его законных представителей.

2. Меры дисциплинарного взыскания к обучающемуся не могут быть применены позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка. Статья 134. Объявление решения о применении меры дисциплинарного взыскания к обучающемуся

1. Решение о применении меры дисциплинарного взыскания к обучающемуся оформляется приказом руководителя учреждения образования, в котором должны содержаться сведения об обучающемся, привлекаемом к дисциплинарной ответственности, о совершенном дисциплинарном проступке, форме вины (умысел или неосторожность), доказательства вины, указание меры дисциплинарного взыскания.

2. Приказ руководителя учреждения образования о применении меры дисциплинарного взыскания объявляется обучающемуся под роспись в течение трех календарных дней. Обучающийся, не ознакомленный с приказом о применении меры дисциплинарного взыскания, считается не привлекавшимся к дисципли¬нарной ответственности. Отказ обучающегося от ознакомления с приказом оформляется актом, который подписывается тремя лицами из числа работников учреждения образования и (или) обучающихся этого же учреждения образования, достигших возраста восемнадцати лет.

3. В срок, установленный для объявления приказа о применении меры дисциплинарного взыскания, не входит время болезни обучающегося, нахождения его на каникулах, в отпуске.

4. Учреждение образования в течение пяти календарных дней со дня привлечения к дисциплинарной ответственности несовершен-нолетнего обучающегося информирует об этом в письменной форме одного из его законных представителей.

5. Сведения о применении меры дисциплинарного взыскания заносятся в личное дело обучающегося.

Статья 135. Обжалование решения о применении меры дисциплинарного взыскания к обучающемуся

 Решение о применении меры дисциплинарного взыскания к обучающемуся может быть обжаловано обучающимся (лицом, отчисленным из учреждения образования, законным представи¬телем несовершеннолетнего обучающегося, законным представителем несовершеннолетнего лица, отчисленного из учреждения образования) в вышестоящую организацию или суд в течение одного месяца.

Статья 136. Порядок снятия и погашения мер дисциплинарного взыскания

1. Обучающийся считается не привлекавшимся к дисциплинарной ответственности, если в течение одного года со дня применения к нему меры дисциплинарного взыскания он не будет повторно привлечен к дисциплинарной ответственности. При этом дисциплинарное взыскание погашается автоматически без издания приказа.

2. Руководитель учреждения образования, применивший меру дисциплинарного взыскания к обучающемуся, имеет право снять ее досрочно по собственной инициативе или просьбе обучающегося.

3. Досрочное снятие дисциплинарного взыскания оформляется приказом руководителя учреждения образования

ГЛАВА 1 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 
Статья 1. Основные термины, применяемые в настоящем Кодексе, и их определения

1. В настоящем Кодексе применяются следующие основные термины и их определения:
1.1. воспитание — целенаправленный процесс формирования духовно-нравственной и эмоционально ценностной сферы личности обучающегося; 
1.2. выпускник — лицо, получившее образование в учреждении образования, организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования; 
1.3. каникулы — плановые перерывы для отдыха при получении образования в очной форме получения образования; 1.4. качество образования — соответствие образования требованиям образовательного стандарта, учебно-программной документации соответствующей образовательной программы; 
1.5. лицо с особенностями психофизического развития — лицо, имеющее физические и (или) психические нарушения, которые ограничивают его социальную деятельность и препятствуют получению образования без создания для этого специальных условий; 
1.6. образование — обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства, направленные на усвоение знаний, умений, навыков, формирование гармоничной, разносторонне развитой личности обучающегося; 
1.7. образовательная деятельность — деятельность по обучению и воспитанию, осуществляемая учреждением образования; 
1.8. образовательная программа — совокупность документации, регламентирующей образовательный процесс, и условий, необходимых для получения в соответствии с ожидаемыми результатами определенного уровня основного образования или определенного вида дополнительного образования; 
1.9. образовательный процесс — обучение и воспитание, организованные учреждением образования в целях освоения обучающимися содержания образовательных программ; 
1.10. образовательный стандарт — технический нормативный правовой акт, определяющий содержание образовательной программы посредством установления требований к образовательному процессу и результатам освоения ее содержания; 
1.11. обучающийся — лицо, принятое для освоения содержания образовательной программы; 
1.12. обучение — целенаправленный процесс организации и стимулирования учебной деятельности обучающихся по овладению ими знаниями, умениями и навыками, развитию их творческих способностей; 
1.15. получение образования — освоение содержания образова¬тельной программы и в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, подтвержденное документом об образовании или документом об обучении; 
1.16. получение образования на дому — организация образовательного процесса, при которой освоение содержания образовательных программ общего среднего образования, образовательных программ специального образования, образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи, который временно или постоянно не может посещать учреждение образования, осуществляется на дому; 
1.17. ступень образования — завершенный этап обучения и воспитания на одном из уровней основного образования; 
1.18. уровень основного образования — завершенный цикл освоения содержания образовательной программы основного образования; 
1.19. участники образовательного процесса — обучающиеся, законные представители несовершеннолетних обучающихся, педагоги¬ческие работники; 
1.21. учреждение образования — юридическое лицо в организационно-правовой форме учреждения, основной функцией которого является осуществление образовательной деятельности; 

Статья 5. Субъекты и объекты образовательных отношений 
1. Субъектами образовательных отношений являются обучающиеся, законные представители несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники, учреждения образования, организации, реализующие образовательные программы послевузовского образования, а также иные организации, индивидуальные предприниматели, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность. 
2. Объектами образовательных отношений являются знания, умения, навыки, свойства и качества личности обучающихся.
 
ГЛАВА 3
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ 
Статья 11. Система образования 

1. Система образования — совокупность взаимодействующих компонентов, направленных на достижение целей образования.
2. Целями образования являются формирование знаний, умений, навыков и интеллектуальное, нравственное, творческое и физическое развитие личности обучающегося. 
3. Компонентами системы образования являются: 
3.1. участники образовательного процесса при реализации образовательных программ; 
3.2. образовательные программы; 
3.3. учреждения образования; 
4. Образование подразделяется на основное, дополнительное и специальное. 
5. Система образования включает в себя систему дошкольного образования, систему общего среднего образования, систему профессионально-технического образования, систему среднего специаль¬ного образования, систему высшего образования, систему послеву¬зовского образования, систему дополнительного образования детей и молодежи, систему дополнительного образования взрослых, систему специального образования. 

Статья 12. Основное образование 
1. Основное образование — обучение и воспитание обучающихся посредством реализации образовательных программ основного образования. 
2. Основное образование в Республике Беларусь включает в себя следующие уровни: 2.1. дошкольное образование; 2.2. общее среднее образование; 
2.3. профессионально-техническое образование; 
2.4. среднее специальное образование; 
2.5. высшее образование; 
2.6. послевузовское образование.

Статья 13. Дополнительное образование 
1. Дополнительное образование — обучение и воспитание обучающихся посредством реализации образовательных программ дополнительного образования. 
2. Дополнительное образование подразделяется на следующие виды: 
2.1. дополнительное образование детей и молодежи; 
2.2. дополнительное образование взрослых.

Статья 17. Формы получения образования 
1. Образование может быть получено в очной, заочной формах получения образования и в форме соискательства. 
2. Очная форма получения образования — обучение и воспитание, предусматривающие постоянное личное участие обучающегося в регу¬лярных учебных занятиях (занятиях) и аттестации, организуемых учреждением образования, организацией, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организацией, индивидуальным предпринимателем, которым в соответствии с законо¬дательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность. Дневная форма получения образования — вид очной формы получения образования, когда получение образования является основным видом занятости обучающегося. Вечерняя форма получения образования — вид очной формы получения образования, когда получение образования сочетается, как правило, с иным видом занятости обучающегося. 
3. Заочная форма получения образования — обучение и воспитание, предусматривающие преимущественно самостоятельное освоение содержания образовательной программы обучающимся, участвующим лично только в ограниченном числе учебных занятий (занятий) и аттестации, организуемых учреждением образования, организацией, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организацией, индивидуальным предпринимателем, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность. Дистанционная форма получения образования — вид заочной формы получения образования, когда получение образования осуще¬ствляется преимущественно с использованием современных коммуника¬ционных и информационных технологий.

Статья 18. Воспитание в системе образования 
1. Целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося. 
2. Задачами воспитания являются: 
2.1. формирование гражданственности, патриотизма и нацио¬нального самосознания на основе государственной идеологии;
 2.2. подготовка к самостоятельной жизни и труду; 
2.3. формирование нравственной, эстетической и экологической культуры;
2.4. овладение ценностями и навыками здорового образа жизни; 
2.5. формирование культуры семейных отношений; 
2.6. создание условий для социализации и саморазвития личности обучающегося. 
3. Воспитание основывается на общечеловеческих, гуманистических ценностях, культурных и духовных традициях белорусского народа, государственной идеологии, отражает интересы личности, общества и государства. 
4. Основными требованиями к воспитанию являются: 
4.1. соответствие содержания, форм и методов воспитания цели и задачам воспитания; 
4.2. системность и единство педагогических требований; 
4.3. преемственность, непрерывность и последовательность реали¬зации содержания воспитания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся; 
4.4. создание условий для развития творческих способностей обучающихся, включение их в различные виды социально значимой деятельности. 
5. Основными составляющими воспитания являются: 
5.1. гражданское и патриотическое воспитание, направленное на формирование у обучающегося активной гражданской позиции, патриотизма, правовой, политической и информационной культуры; 
5.2. идеологическое воспитание, направленное на формирование у обучающегося знания основ идеологии белорусского государства, привитие подрастающему поколению основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности; 
5.3. нравственное воспитание, направленное на приобщение обучающегося к общечеловеческим и национальным ценностям; 
5.4. эстетическое воспитание, направленное на формирование у обучающегося эстетического вкуса, развитие чувства прекрасного; 
5.5. воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности, направленное на формирование у обучающегося потребности в само¬развитии и социальном взаимодействии, психологической культуры; 
5.6. воспитание культуры здорового образа жизни, направленное на формирование у обучающегося навыков здорового образа жизни, осознание значимости здоровья как ценности, физическое совершенствование;
 5.7. гендерное воспитание, направленное на формирование у обучающегося представлений о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин в современном обществе; 
5.8. семейное воспитание, направленное на формирование у обучающегося ценностного отношения к семье и воспитанию детей; 
5.9. трудовое и профессиональное воспитание, направленное на понимание обучающимся труда как личностной и социальной ценности, осознание профессионального выбора, социальной значимости профессиональной деятельности; 
5.10. экологическое воспитание, направленное на формирование у обучающегося ценностного отношения к природе; 5.11. воспитание культуры безопасной жизнедеятельности, направленное на формирование у обучающегося безопасного поведения в социальной и профессиональной деятельности, повседневной жизни; 
5.12. воспитание культуры быта и досуга, направленное на формирование у обучающегося ценностного отношения к материальному окружению, умения целесообразно и эффективно использовать свободное время.

РАЗДЕЛ II 
СУБЪЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ГЛАВА 4 
СТАТЬЯ 20. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ 

1. Учреждения образования самостоятельны в осуществлении образовательной, научной, научно-технической деятельности, деятель¬ности по научно-методическому обеспечению образования, подбору и расстановке кадров и иной деятельности в пределах, установленных законодательством. 
2. Учреждение образования в соответствии с законодательством имеет право: 
2.1. осуществлять образовательную деятельность; 
2.2. формировать структуру и штатное расписание учреждения образования; 
2.3. осуществлять приносящую доходы деятельность; 
2.4. участвовать в научной, научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности, деятельности по научно-методическому обеспечению образования; 
2.5. осуществлять проверку подлинности документов об образовании при приеме лиц для получения образования и при наличии сомнений в их подлинности путем направления запросов в Министерство образования Республики Беларусь о подтверждении факта их выдачи; 
2.6. входить в состав ассоциаций (союзов) и иных объединений некоммерческих организаций; 
2.7. осуществлять международное сотрудничество в сфере образования, в том числе внешнеторговую деятельность. 
4. Учреждение образования обязано обеспечивать: 
4.1. качество образования; 
4.2. разработку и утверждение в установленном порядке структурных элементов научно-методического обеспечения соответ¬ствующего образования, его совершенствование; 
4.3. подбор, прием на работу и расстановку кадров, повышение их квалификации; 
4.4. материально-техническое обеспечение образовательного процесса в соответствии с установленными санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами; 
4.5. создание безопасных условий при организации образовательного процесса; 
4.6. разработку и принятие правил внутреннего распорядка для обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка учреждения образования; 
4.7. моральное и материальное стимулирование обучающихся, педагогических и иных работников учреждения образования; 
4.8. меры социальной защиты обучающихся; 
4.9. создание необходимых условий для организации питания и медицинской помощи, проживания (при необходимости) обучающихся; 
4.10. участие в формировании контрольных цифр приема; 
4.11. организацию распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников и контроль за их трудоустройством; 
4.12. ознакомление лиц (законных представителей несовершеннолетних) при зачислении в учреждение образования со свидетельством о государственной регистрации, уставом, специальным разрешением (лицензией) на образовательную деятельность, сертификатами о государственной аккредитации, а по их требованию — и с учебно-программной документацией; 
4.13. патронат лиц с особенностями психофизического развития в течение двух лет после получения образования в этом учреждении образования в соответствии с Положением о патронате лиц с особенностями психофизического развития, утверждаемым Министерством образования Республики Беларусь; 
4.14. содействие уполномоченным государственным органам в проведении контроля за обеспечением качества образования. 
5. Иные обязанности учреждения образования устанавливаются настоящим Кодексом, иными актами законодательства, уставом учреждения образования.

ГЛАВА 5 
ОБУЧАЮЩИЕСЯ, ЗАКОННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ОБУЧАЮЩИХСЯ
 
Статья 30. Обучающиеся К обучающимся относятся: воспитанник — лицо, осваивающее содержание образовательной программы дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью; учащийся — лицо, осваивающее содержание одного из видов образовательных программ общего среднего образования, образовательных программ профессионально-технического образования, образовательных программ среднего специального образования, или образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи, или образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, или образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью. 

Статья 31. Основные права обучающихся 
1. Обучающиеся имеют право на: 
1.1. получение образования в соответствии с образовательными программами; 
1.2. перевод в другое учреждение образования, другую организацию, реализующую образовательные программы послевузовского образования, в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Беларусь; 
1.5. обучение по индивидуальному учебному плану в пределах содержания образовательной программы;
1.6. создание специальных условий для получения образования с учетом особенностей их психофизического развития; 1.7. охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса; 
1.8. бесплатное психолого-медико-педагогическое обследование в государственных центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации; 
1.9. бесплатную коррекцию физических и (или) психических нарушений в государственных учреждениях образования, реализующих образовательные программы специального образования; 
1.10. пользование учебниками и учебными пособиями; 
1.15. отпуска, каникулы; 
1.16. получение платных услуг в сфере образования; 
1.18. получение социально-педагогической и психологической помощи со стороны специалистов учреждения образования; 
1.19. поощрение за успехи в учебной, спортивно-массовой, общественной, научной, научно-технической, экспериментальной, инновационной деятельности, а также в образовательных мероприятиях; 
1.20. участие в управлении учреждением образования; 
1.21. участие в олимпиадах, конкурсах, турнирах, фестивалях, конференциях, симпозиумах, конгрессах, семинарах и других образовательных мероприятиях, спортивно-массовой, общественной, научной, научно-технической, экспериментальной, инновационной деятельности; 
1.22. ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, учредительными документами, специальным разрешением (лицензией) на образовательную деятельность, сертификатами о государственной аккредитации, а также с учебно-программной документацией; 
1.23. участие в профессиональных союзах, молодежных и иных общественных объединениях, деятельность которых не противоречит законодательству.

Статья 32. Основные обязанности обучающихся 
1. Обучающиеся обязаны: 
1.1. добросовестно и ответственно относиться к освоению содержания образовательных программ, программ воспитания; 
1.2. заботиться о своем здоровье, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию; 
1.3. выполнять требования учредительных документов, правил внутреннего распорядка для обучающихся, правил проживания в общежитиях; 
1.4. уважать честь и достоинство других участников образова¬тельного процесса; 
1.5. бережно относиться к имуществу учреждения образования, организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организации, индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность. 
2. Иные обязанности обучающихся устанавливаются настоящим Кодексом, иными актами законодательства, учредительными документами и иными локальными нормативными правовыми актами учреждений образования, организаций, реализующих образовательные программы послевузовского образования, иных организаций, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.

Статья 33. Законные представители несовершеннолетних обучающихся 
1. Законными представителями несовершеннолетних обучающихся являются их родители, усыновители (удочерители), опекуны, попечители. 
2. Законные представители несовершеннолетних обучающихся представляют права и законные интересы несовершеннолетних обучающихся в общественных отношениях в сфере образования без специальных полномочий.

Статья 34. Основные права законных представителей несовершеннолетних обучающихся 
1. Законные представители несовершеннолетних обучающихся в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами законодательства имеют право на: 
1.1. ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, учредительными документами, специальным разрешением (лицензией) на образовательную деятельность, сертификатами о государственной аккредитации, а также с учебно-программной документацией; 
1.2. участие в управлении учреждением образования; 
1.3. защиту прав и законных интересов обучающихся; 
1.4. ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, результатами учебной деятельности обучающихся; 
1.5. получение информации обо всех видах обследований (медицинских, психологических, педагогических) обучающихся.

Статья 35. Основные обязанности законных представителей несовершеннолетних обучающихся 
1. Законные представители несовершеннолетних обучающихся обязаны: 
1.1. обеспечивать условия для получения образования и развития обучающихся; 
1.2. уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса; 
1.3. выполнять требования учредительных документов, правил внутреннего распорядка для обучающихся. 

Статья 36. Социальная защита обучающихся 
1. Социальная защита обучающихся — комплекс мер, установ¬ленных государством в целях обеспечения получения образования обучающимися, направленных на их материальное обеспечение, предоставление им государственных социальных льгот, прав и гарантий, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законодательными актами. 
2. Финансирование расходов на обеспечение социальной защиты обучающихся осуществляется за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, а также иных источников в соответствии с законодательством.

Статья 38. Меры социальной защиты обучающихся 
1. Мерами социальной защиты обучающихся являются: 
1.1. пользование учебниками и учебными пособиями; 
1.2. обеспечение питанием; 
1.3. охрана здоровья; 
1.4. стипендии и другие денежные выплаты;
 2. Законодательством могут быть установлены иные меры социальной защиты обучающихся.

Статья 39. Пользование учебниками и учебными пособиями 
1. Пользование учебниками и учебными пособиями обучающимися в учреждениях образования может быть платным и бесплатным.
 2. Лица, осваивающие содержание образовательных программ дошкольного, общего среднего образования, на время получения образования обеспечиваются за плату учебниками, учебными пособиями учреждениями образования, иными организациями, индивидуальными предпринимателями, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность. Размер такой платы и порядок ее взимания устанавливаются Правительством Республики Беларусь. Бесплатное пользование учебниками и учебными пособиями устанавливается для: учащихся санаторных школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных учреждений и специальных лечебно-воспитательных учреждений; лиц с особенностями психофизического развития; детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; детей-инвалидов в возрасте до восемнадцати лет, инвалидов с детства; лиц, осваивающих содержание образовательной программы дошкольного образования и страдающих онкологическими заболеваниями или больных туберкулезом; обучающихся из семей, которые в соответствии с законодательством получают государственные пособия на детей старше трех лет; обучающихся из семей, в которых один или оба родителя являются инвалидами I или II группы; Для обучающихся из многодетных семей плата за пользование учебниками и учебными пособиями снижается на 50 процентов от установленной платы за пользование соответствующими учебниками и учебными пособиями.

Статья 40. Обеспечение питанием 
1. Учреждения образования создают необходимые условия для организации питания обучающихся. 
2. Организация питания обучающихся осуществляется в соответствии с законодательством юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, специализирующимися на оказании услуг общественного питания, иными организациями, имеющими в своем составе соответствующие структурные подразделения, либо учреждениями образования, иными организациями, индивидуальными предпринимателями, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность. 
3. Питание организуется в соответствии с требованиями санитарных норм, правил и гигиенических нормативов по установленным нормам питания и денежным нормам расходов на питание для соответствующих категорий обучающихся. При необходимости организуется диетическое (щадящее) питание. Нормы питания, денежные нормы расходов на питание утверждаются Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом. 
4. Обучающиеся обеспечиваются питанием за счет собственных средств, средств законных представителей несовершеннолетних обучающихся, средств республиканского и (или) местных бюджетов, иных источников в соответствии с законодательством.

Статья 41. Охрана здоровья 
1. Учреждения образования обеспечивают охрану здоровья обучающихся в соответствии с законодательством. 
2. Охрана здоровья обучающихся включает в себя: 
2.1. оказание медицинской помощи; 
2.2. определение оптимальной учебной нагрузки, режима учебных занятий (занятий), продолжительности каникул; 
2.4. пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни; 
2.5. организацию оздоровления; 2.6. создание условий для занятий физической культурой и спортом;
 2.7. профилактику и пресечение курения, употребления алко¬гольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств, психотропных, токсических и других одурманивающих веществ в учреждении образования. 
3. Медицинская помощь обучающимся оказывается в порядке, установленном законодательством. 
4. Обучающимся в учреждениях общего среднего образования медицинская помощь оказывается в соответствии с законодательством государственными организациями здравоохранения по месту нахождения соответствующего учреждения образования.

ГЛАВА 10 
ДОКУМЕНТЫ ОБ ОБРАЗОВАНИИ. ДОКУМЕНТЫ ОБ ОБУЧЕНИИ 
Статья 98. Документы об образовании 

1. Документ об образовании — документ государственного образца, подтверждающий освоение обучающимся содержания соответствующей образовательной программы.
2. Документами об образовании являются:
2.1. свидетельство об общем базовом образовании (свидетельство об общем базовом образовании с отличием); 
2.2. аттестат об общем среднем образовании (аттестат об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью); 
3. Свидетельство об общем базовом образовании (свидетельство об общем базовом образовании с отличием) выдается обучающимся, освоившим содержание образовательной программы базового образования. Свидетельство об общем базовом образовании с отличием выдается обучающимся, имеющим за два последних года обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования годовые отметки 10 (десять) и (или) 9 (девять) баллов по всем учебным предметам (кроме учебного предмета «Физическая культура и здоровье», по которому им выставлены годовые отметки не ниже 6 (шести) баллов или «зачтено», учебных предметов «Трудовое обучение» и «Черчение», по которым им выставлены годовые отметки не ниже 6 (шести) баллов) и примерное поведение, а также отметки 10 (десять) и (или) 9 (девять) баллов по всем учебным предметам, по которым проводятся выпускные экзамены за период обучения на II ступени общего среднего образования. Освобождение обучающихся от изучения отдельного учебного предмета не является препятствием для выдачи свидетельства об общем базовом образовании с отличием при выполнении ими требований, предусмотренных частью второй настоящего пункта. Обучающимся, которые были освобождены от выпускного экзамена по учебному предмету, при выдаче свидетельства об общем базовом образовании с отличием в качестве итоговой отметки по этому учебному предмету учитывается годовая отметка. 
4. Аттестат об общем среднем образовании (аттестат об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью) выдается обучающимся, освоившим содержание образовательной программы среднего образования. Аттестат об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой медалью выдается обучающимся, имеющим свидетельство об общем базовом образовании с отличием и за период обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования годовые отметки 10 (десять) и (или) 9 (девять) баллов по всем учебным предметам (кроме учебного предмета «Физическая культура и здоровье», по которому им выставлены годовые отметки не ниже 6 (шести) баллов или «зачтено», учебного предмета «Допризывная и медицинская подготовка», по которому им выставлены годовые отметки не ниже 6 (шести) баллов) и примерное поведение, а также отметки 10 (десять) и (или) 9 (девять) баллов по всем учебным предметам, по которым проводятся выпускные экзамены за период обучения на III ступени общего среднего образования. Аттестат об общем среднем образовании особого образца с награждением серебряной медалью выдается обучающимся, имеющим свидетельство об общем базовом образовании с отличием и за период обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования годовые отметки 10 (десять) и (или) 9 (девять) баллов по всем учебным предметам (кроме учебного предмета «Физическая культура и здоровье», по которому им выставлены годовые отметки не ниже 6 (шести) баллов или «зачтено», учебного предмета «Допризывная и медицинская подготовка» и других (одного или двух) учебных предметов, по которым им выставлены годовые отметки не ниже 6 (шести) баллов) и примерное поведение, а также отметки 10 (десять) и (или) 9 (девять) баллов по учебным предметам и отметки не ниже 6 (шести) баллов по тем же учебным предметам, по которым им выставлены годовые отметки не ниже 6 (шести) баллов и по которым проводятся выпускные экзамены за период обучения на III ступени общего среднего образования. Освобождение обучающихся от изучения отдельного учебного предмета не является препятствием для выдачи аттестата об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью при выполнении ими соответственно требований, предусмотренных частями второй и третьей настоящего пункта. Обучающимся, которые были освобождены от выпускного экзамена по учебному предмету, при выдаче аттестата об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью в качестве итоговой отметки по этому учебному предмету учитывается годовая отметка. 
13. При выдаче аттестата об общем среднем образовании обучающиеся, имеющие за период обучения на III ступени общего среднего образования примерное поведение и по одному или двум учебным предметам годовые отметки 10 (десять) и (или) 9 (девять) баллов, а по иным учебным предметам годовые отметки не ниже 6 (шести) баллов, награждаются похвальными листами. Решение о награждении обучающегося похвальным листом принимается руководителем учреждения образования. 
15. Документы об образовании оформляются на белорусском и русском языках. 
16. Иностранным гражданам и лицам без гражданства, временно пребывающим или временно проживающим в Республике Беларусь, получившим образование в Республике Беларусь, выдаются документы об образовании на русском, белорусском, английском, французском или испанском языке по их выбору. 
17. В случае перемены имени обладателя документа об образовании, за исключением перемены имени в связи с изменением половой принадлежности, изменения в документ об образовании не вносятся и документ об образовании на новое имя не выдается. При перемене имени обладателя документа об образовании в связи с изменением половой принадлежности выдается документ об образовании на новое имя в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь.

ГЛАВА 9 
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ
Статья 93. Аттестация обучающихся 

1. Получение образования в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, сопровождается текущей, промежуточной и (или) итоговой аттестацией. Текущая аттестация — определение соответствия результатов учебной деятельности обучающихся требованиям образовательных стандартов, учебно-программной документации соответствующих образовательных программ, индивидуальных планов работы аспирантов, адъюнктов, докторантов, соискателей и (или) программ-минимумов кандидатских экзаменов по специальным дисциплинам. Промежуточная аттестация — определение соответствия результатов учебной деятельности обучающихся требованиям образовательных стандартов и (или) учебно-программной документации соответствующих образовательных программ с учетом результатов текущей аттестации. Итоговая аттестация — определение соответствия результатов учебной деятельности обучающихся требованиям образовательных стандартов, учебно-программной документации соответствующих образовательных программ и (или) индивидуальных планов работы аспирантов, адъюнктов, докторантов, соискателей в ходе и (или) при завершении получения образования. 
2. Виды и (или) формы аттестации при освоении соответствующей образовательной программы определяются настоящим Кодексом.

РАЗДЕЛ VIII 
ОБЩЕЕ СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГЛАВА 22 СИСТЕМА ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 
Статья 152. Система общего среднего образования
 
3. Общее среднее образование включает в себя три ступени: 
I ступень — начальное образование (I — IV классы); 
II ступень — базовое образование (V — IX классы); 
III ступень — среднее образование (X — XI классы, в вечерних школах — X — XII классы, вечерние классы — X — XII классы). 
I и II ступени общего среднего образования составляют общее базовое образование. 
I, II и III ступени общего среднего образования составляют общее среднее образование. 
4. На I ступени общего среднего образования реализуется образовательная программа начального образования. В Республике Беларусь осуществляется подготовка детей к обучению на I ступени общего среднего образования. Такая подготовка осуществляется в учреждениях дошкольного образования, учреждениях общего среднего образования в порядке, определяемом положением о соответствующем типе учреждения образования или его виде. Начальное образование дает право на продолжение образования на II ступени общего среднего образования. 
5. На II ступени общего среднего образования реализуется образовательная программа базового образования. Общее базовое образование дает право на продолжение образования на III ступени общего среднего образования, а также на уровнях профессионально-технического, среднего специального образования. Освоение содержания образовательной программы базового образования является обязательным. 
6. На III ступени общего среднего образования реализуется образовательная программа среднего образования. Общее среднее образование дает право на продолжение образования на уровнях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования. 
7. Порядок учета детей, подлежащих обучению на уровне общего среднего образования, определяется Правительством Республики Беларусь.

Статья 155. Срок получения общего среднего образования 
1. Срок получения: 
1.1. общего базового образования составляет девять лет; 
1.2. общего среднего образования составляет одиннадцать лет (в вечерних школах, вечерних классах — двенадцать лет). 2. Сроки обучения на ступенях общего среднего образования составляют: 
2.1. на I ступени — четыре года; 
2.2. на II ступени — пять лет; 
2.3. на III ступени — два года (в вечерних школах, вечерних классах — три года).

ГЛАВА 23 
УЧРЕЖДЕНИЯ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 
Статья 156. Учреждения общего среднего образования
 
7. Гимназия — учреждение общего среднего образования, функционирующее в составе V — XI классов, в котором осуществляются обучение и воспитание на II и III ступенях общего среднего образования с изучением отдельных учебных предметов на повышенном уровне, реализуется программа воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, а также могут реализовываться образовательная программа начального образования, образовательная программа специального образования на уровне общего среднего образования, образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи, образовательная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих), программа воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении. Для реализации образовательной программы начального образования в гимназии дополнительно открываются I — IV классы. Порядок организации и деятельности гимназии определяется Министерством образования Республики Беларусь.

ГЛАВА 24 
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья 158. Общие требования к организации образовательного процесса при реализации образовательных программ общего среднего образования

2. Образовательный процесс при реализации образовательных программ общего среднего образования организуется по учебным годам. Учебный год делится на четверти. Продолжительность учебного года устанавливается с 1 сентября по 1 июня. Если указанные даты приходятся на нерабочий день, то начало (окончание) учебного года переносится на последующий (предшествующий) рабочий день. 
3. Для учащихся устанавливаются каникулы на протяжении учебного года и летние каникулы. Общая продолжительность каникул на протяжении учебного года должна быть не менее тридцати календарных дней, для учащихся I и II классов — не менее тридцати семи календарных дней. Продолжительность летних каникул должна быть не менее 12 календарных недель, а для учащихся IX классов — не менее 10 календарных недель. 
4. Образовательный процесс при обучении и воспитании на I, II и III ступенях общего среднего образования организуется в режиме шестидневной школьной недели, включающей пятидневную учебную неделю и один день недели для проведения с учащимися спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, иных воспитательных мероприятий, организации трудового обучения, в том числе учебных занятий на учебно-производственных объектах (производственная (учебно-производственная) мастерская, учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации), в межшкольном учебно-производственном комбинате трудового обучения и профессиональной ориентации. 
5. Изучение учебных предметов при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования осуществляется на базовом, повышенном уровнях. Базовый уровень изучения учебного предмета — изучение содержания соответствующего учебного предмета, которое является обязательным при освоении учебной программы по данному учебному предмету. Повышенный уровень изучения учебного предмета — изучение содержания соответствующего учебного предмета, которое включает в себя базовый уровень изучения этого учебного предмета с углублением его содержания. 
6. В учреждениях образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, изучение учебных предметов осуществляется на базовом уровне. В гимназиях на II и III ступенях общего среднего образования учебные предметы изучаются на повышенном уровне. 
7. Учащиеся, с учетом мнения их законных представителей, исходя из склонностей, желаний и состояния здоровья могут изучать отдельные учебные предметы на повышенном уровне на факультативных занятиях в пределах количества учебных часов на проведение факультативных занятий, установленного типовым учебным планом учреждения общего среднего образования соответствующего вида.
 8. Основной формой организации образовательного процесса при реализации образовательных программ общего среднего образования является учебное занятие: урок, наблюдение, экскурсия и иное занятие. Учебные занятия могут проводиться по сменам. Дополнительно проводятся факультативные, стимулирующие, поддерживающие занятия, консультации, занятия по физической реабилитации и музыкально-ритмические занятия (для учащихся санаторных школ-интернатов), практика, учебно-полевые сборы, общественно полезный труд. Факультативные занятия — занятия, направленные на повышение у обучающихся интереса к изучаемым учебным предметам, углубление их содержания, активизацию познавательной деятельности, интеллектуальное, духовное и физическое развитие, подготовку к самостоятельному жизненному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению образования. Стимулирующие занятия — занятия, направленные на развитие творческих способностей одаренных и талантливых учащихся. Поддерживающие занятия — занятия, направленные на преодоление трудностей в изучении учебных предметов (отдельных тем учебных программ по учебным предметам) учащимися, получающими общее среднее образование в очной форме получения образования. Консультации — занятия, направленные на преодоление трудностей в изучении учебных предметов (отдельных тем учебных программ по учебным предметам) учащимися, получающими общее среднее образование в заочной форме получения образования. Общественно полезный труд — занятия, направленные на формирование у учащихся трудовых умений и навыков. 
10. Факультативные занятия могут быть естественно-математической, гуманитарной, обществоведческой, экологической, военно-патриотической, музыкальной, хореографической, художе¬ственной, театральной, спортивной и иной направленности. Факультативные занятия, как правило, проводятся до начала либо после завершения уроков. Факультативные занятия в IX (X) — XI (XII) классах могут проводиться в шестой школьный день. 
13. Наполняемость классов не должна превышать: 
13.1. в I — IV классах — 20 учащихся; 
13.6. в V — XI классах гимназий, гимназий-интернатов, гимназий — колледжей искусств — 20 учащихся; 
16. Классы могут делиться на группы в случаях и порядке, определяемых положением об учреждении общего среднего образования или его виде. 
17. Образовательный процесс осуществляется индивидуально на основании решения руководителя учреждения образования, реали¬зующего образовательные программы общего среднего образования, в соответствии с индивидуальным учебным планом или в случаях и порядке, определяемых положением об учреждении общего среднего образования или его виде. 
18. В учреждениях образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, для оказания помощи семье в обучении и воспитании учащихся, создания условий для развития творческих способностей учащихся могут открываться группы продленного дня для учащихся I — IX классов, положение о которых утверждается Министерством образования Республики Беларусь.

Статья 159. Общие требования к приему лиц для получения общего среднего образования 
1. Прием лица для получения общего среднего образования осуществляется на основании его заявления при предъявлении им свидетельства о рождении или документа, удостоверяющего личность, и медицинской справки о состоянии здоровья, если иное не установлено настоящей статьей. От имени несовершеннолетнего заявление может быть подано его законным представителем. В случаях, предусмотренных настоящей статьей, прием лица для получения общего среднего образования осуществляется также по результатам сдачи вступительных испытаний, проверки способностей к занятию отдельным видом спорта (в области отдельного вида искусства) и (или) с учетом состояния здоровья, спортивных достижений. 
2. В I класс принимаются лица, которым на 1 сентября соответствующего учебного года исполняется шесть и более лет. По желанию одного из законных представителей ребенка допускается прием в I класс лица, которому шесть лет исполнится в период с 1 по 30 сентября соответствующего учебного года. 
4. Прием лиц для получения базового образования, среднего образования в гимназиях осуществляется по конкурсу на основании вступительных испытаний. Лица, получившие общее базовое образование в гимназиях, по их желанию продолжают получение образования на III ступени общего среднего образования в этих гимназиях, гимназиях-интернатах, гимназиях — колледжах искусств без сдачи вступительных испытаний и проверки способностей в области отдельных видов искусства. Перечень, сроки и порядок проведения вступительных испытаний, порядок приема лиц для получения базового образования, среднего образования в гимназиях, порядок формирования по их итогам контингента учащихся определяются положением об учреждении общего среднего образования или его виде. Преимущественное право при равном количестве баллов, набранных на вступительных испытаниях, на зачисление для получения базового образования, среднего образования в гимназии, имеющие более высокий средний балл по результатам итоговой аттестации за год обучения, предшествующий году приема. Для организации приема лиц в гимназии, проведения вступительных испытаний и формирования по их итогам контингента учащихся создается приемная комиссия. Лица, изъявившие желание принять участие в конкурсе для получения базового образования, среднего образования в гимназиях, подают в приемную комиссию указанных учреждений образования помимо документов, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, свидетельство об общем базовом образовании (для получения среднего образования), документы, подтверждающие право лиц на льготы при приеме в гимназии.

Статья 160. Получение общего среднего образования на дому 
1. Для учащихся, которые по медицинским показаниям временно или постоянно не могут посещать учреждения образования, создаются условия для получения общего среднего образования на дому. Перечень медицинских показаний для получения общего среднего образования на дому определяется Министерством здравоохранения Республики Беларусь. 
2. Образовательный процесс для получения общего среднего образования на дому организуется государственным учреждением образования по месту жительства (месту пребывания) учащегося или государственным учреждением образования, в котором он обучался до возникновения медицинских показаний для получения общего среднего образования на дому. 
3. Решение о получении общего среднего образования на дому принимается отделом (управлением) образования местного исполнительного и распорядительного органа по месту жительства (месту пребывания) учащегося на основании заявления учащегося (законного представителя несовершеннолетнего учащегося) и заключения врачебно-консультационной комиссии. 
4. Порядок организации получения общего среднего образования на дому определяется Министерством образования Республики Беларусь по согласованию с Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.