Когда на свете нет добра,
Когда душа оголена,
Ты к медиатору пойди
Ему всю правду расскажи!
Твои проблемы он поймёт,
Тебя от гнева уведёт,
Он примирит на раз, на два
Такая служба нам нужна.
Медиация (от лат. mediare — посредничать) — форма внесудебного разрешения споров с помощью третьей нейтральной беспристрастной стороны — медиатора (посредника)
ФУНКЦИИ СЛУЖБЫ ПРИМИРЕНИЯ
1. Восстановительная функция службы примирения
Служба примирения способствует:
- восстановлению состояния пострадавшего, нормализации отношения к нему в классе, возмещению причиненного ему вреда и т.д.;
- восстановлению обидчика в сообществе, то есть прекращение его клеймения. При негативном отношении к правонарушению служба примирения поддерживает действия обидчика, направленные на исправление причиненного вреда. Служба помогает налаживанию отношений с родителями, педагогами, ровесниками;
- восстановлению отношений между обидчиком и пострадавшим. Не обязательно между ними восстановятся дружеские отношения, но важно, чтобы поддерживались отношения без подозрительности, вражды, отчужденности, без припоминания конфликта;
- нормализации отношений в школьном сообществе (прекращение слухов, неприязни, недоверия, взаимных упреков и припоминаний прошлых обид).
2. Образовательная функция службы
Медиаторы (и взрослые, и школьники) на тренингах и в практических ситуациях учатся налаживать контакт, организовывать сложную коммуникацию по проблемным вопросам, понимать чувства и состояния людей, побуждать окружающих к ответственному поведению, снижать эмоциональный накал и т.д. Навыки переговорщика медиатор может использовать не только в службе примирения, но и в своей семье, в общении с друзьями, в личной жизни. Где бы медиаторам ни пришлось работать в будущем, им пригодятся навыки организации сложной коммуникации.
Компетенция, приобретенная подростками в школьных службах примирения, уникальна. Ни один тренинг по толерантности или навыкам общения не сможет сравниться с участием в разрешении конфликта сверстников, то есть в реальной, значимой для него и других ситуации, где обе стороны считают себя правыми, и надо помочь им самим найти выход.
Службу примирения можно рассматривать и как повышение квалификации педагогов через освоение ими способов конструктивной коммуникации, умение управлять конфликтами и использовать их в воспитательных целях, через организацию и поддержку детских сообществ.
3. Воспитательная функция службы
Служба примирения может стать важным звеном воспитательного процесса в школе.
В ходе индивидуальных встреч с медиатором, представляющих совместную встречу, стороны конфликта учатся строить коммуникацию и понимать себя и других. Многие подростки в следующих подобных ситуациях применяют полученные ими на медиации навыки, не давая конфликту разгореться.
В нашем обществе не принято спокойно говорить о чувствах, поэтому люди часто их не высказывают, а выражают в виде оскорблений, упреков, жестов вплоть до применения силы. Медиатор помогает сторонам конфликта достаточно спокойно осознать свои чувства, назвать их («стыд», «страх», «обида» и пр.), избавиться от их негативного влияния, понять и справиться с ними, причем не на тренинге, а в значимой для человека ситуации конфликта.
Подросток в ходе медиации учится принимать на себя ответственность. Нередко родители решают за него все сложные ситуации, в итоге он не может решить даже простые ситуации или совершает разрушительные действия, не думая о последствиях и ответственности. На медиации, если подросток нанес ущерб и родители его возместили, медиатор задает подростку вопросы о его ответственности и личном вкладе в исправление вреда. Медиатор спрашивает родителей, активно берущих ответственность на себя, действительно ли они хотят все время исправлять ошибки за своего ребенка, и что подросток будет делать, когда станет взрослым и родители не смогут выручать его из сложных ситуаций?
На медиации проводится анализ произошедшего с различных точек зрения и разных позиций. Медиатор подробно обсуждает с подростком случившееся: как событие разворачивалось во времени, к каким последствиям привело, как к этому отнеслись разные люди (родители, друзья, учителя), какие чувства испытывал он и остальные участники, что, на его взгляд, чувствует и хочет вторая сторона конфликта, какие он видит выходы из ситуации.
Медиатор затрагивает вопрос планирования подростком своего будущего, для чего специально обсуждает способы избегания повторения подобного. Медиатор помогает обеим сторонам конфликта лучше узнать друг друга (кто что любит, чем интересуется, что для кого представляется значимым и что беспокоит), увидеть друг в друге положительные стороны личности, человеческие черты.
Для ребенка – участника конфликта происходит «обучение» новым, не известным ему прежде способам рассмотрения ситуации, разговорам, формам взаимодействия с другими людьми, содержанию обсуждаемых вопросов – и все это группируется вокруг того, что получает название «восстановительного способа разрешения конфликта». Если подобные способы работы с конфликтными ситуациями закрепляются в школьной среде, они постепенно осваиваются подростками и становятся одновременно элементами, формирующими восстановительную культуру школы.
Медиация имеет воспитательный эффект для школьников-медиаторов, которые помогают участникам конфликта услышать и понять друг друга, увидеть ситуацию с разных сторон, в споре использовать не силу, а коммуникацию.
4. Профилактическая функция службы
Профилактику правонарушений часто связывают с лекциями о правильном поведении или с досуговой занятостью подростка, «чтобы без дела не шатался». Возможно, эти способы дают свой результат, но на наш взгляд, профилактика заключается в следующем.
Практически не бывает так, чтобы у ребенка в школе все было хорошо, и вдруг он совершил правонарушение. В большинстве случаев этому предшествовал долгий «шлейф» событий, на которые взрослые или «закрывали глаза», или, действительно, ничего о них не знали. Поэтому работа по налаживанию взаимопонимания и исправлению негативных последствий тех или иных поступков должна проводиться по ситуациям, которые взрослыми еще не переведены в ранг «серьезных». То, что взрослый может считать несущественным, для ребенка и подростка может оказаться очень важным. А скрытые от взрослых ситуации и конфликты замечают и помогают решить школьники-медиаторы.
Служба примирения, используя восстановительные программы, не дает конфликту перейти в острую фазу, разрастить и вовлечь в него новых участников.
Получая «обратную связь» о последствиях своих действий и реакцию на это других, ребенок учится предвидеть последствия слов, поступков и корректировать их.
ПРИНЦИПЫ МЕДИАЦИИ:
- добровольность;
- равноправие сторон;
- нейтральность медиатора;
- беспристрастность медиатора;
- конфиденциальность.
ЧТО ШКОЛЬНИКИ МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУЖБЫ ПРИМИРЕНИЯ
-
Осваивать переговорные техники и восстановительные программы.
-
Помогать друзьям, сверстникам и родителям в примирении.
-
Рекомендовать друзьям обращаться в службу примирения.
Отношения в классе
Служба примирения стремится к конструктивным отношениям в классе, основанным на понимании и взаимной поддержке. При этом надо отметить, что концентрация власти в руках нескольких (даже «положительных») учеников увеличивает риск применения насилия к отличающимся от большинства. Поэтому мы говорим не о формировании «команды класса» во главе с сильным лидером, а скорее, о становлении мини-сообщества понимающих и поддерживающих других одноклассников, сообщества, в котором подростки видят проблемы друг друга и стараются, по возможности, помогать в их решении. То есть служба примирения поддерживает доверительные отношения в классе и не передает власть маленькой группе.
Помимо работы с конфликтами сотрудники службы примирения могут проводить тренинги и обучающие занятия со школьниками по разрешению конфликтов и восстановительной коммуникации.
Родители и служба примирения
ЧЕМ СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ МОЖЕТ ПОМОЧЬ РОДИТЕЛЯМ
-
Родители могут обратиться в службу в случае конфликта со своими детьми, чтобы лучше понять их и уметь договориться с ними (в случае конфликта ребенка и взрослого при проведении медиации обязательно участие взрослого медиатора).
-
Родители могут обратиться в службу в случае конфликта с учителем.
-
Родители и родительский комитет могут обратиться в службу по поводу конфликтов с администрацией.
-
Родители могут освоить навыки восстановительного способа разрешения конфликтов и использовать их в соответствующих ситуациях.
ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ РОДИТЕЛИ ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
Родителям, в первую очередь, надо поддерживать своих детей в их стремлении научиться разрешать конфликты конструктивным способом; могут поддерживать положительные изменения в детях после медиации, в классе и школе в результате деятельности службы примирения.
Педагоги и служба примирения
ЧЕМ СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ МОЖЕТ ПОМОЧЬ ПЕДАГОГАМ
-
Появляется возможность конструктивно управлять школьными конфликтами.
-
Конфликты используются в качестве воспитательной функции, которая при правильной организации может помочь развитию школьников.
-
Происходит восстановление душевного равновесия в школе.
-
Приобретаются новые знания и практические навыки в области примирения, выстраивания межличностных отношений в детской и детско-взрослой среде, происходит развитие методов и форм гражданского образования и воспитания, социализации школьников.
-
Осваиваются новые педагогические инструменты для разрешения трудных ситуаций и конфликтов.
-
Происходит освоение восстановительного подхода для поддержания порядка в детской среде.
-
Укрепляется роль школьного самоуправления.
ЧТО ШКОЛЬНИКИ МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУЖБЫ ПРИМИРЕНИЯ
-
Осваивать переговорные техники и восстановительные программы.
-
Помогать друзьям, сверстникам и родителям в примирении.
-
Рекомендовать друзьям обращаться в службу примирения.
Отношения в классе
Служба примирения стремится к конструктивным отношениям в классе, основанным на понимании и взаимной поддержке. При этом надо отметить, что концентрация власти в руках нескольких (даже «положительных») учеников увеличивает риск применения насилия к отличающимся от большинства. Поэтому мы говорим не о формировании «команды класса» во главе с сильным лидером, а скорее, о становлении мини-сообщества понимающих и поддерживающих других одноклассников, сообщества, в котором подростки видят проблемы друг друга и стараются, по возможности, помогать в их решении. То есть служба примирения поддерживает доверительные отношения в классе и не передает власть маленькой группе.
Помимо работы с конфликтами сотрудники службы примирения могут проводить тренинги и обучающие занятия со школьниками по разрешению конфликтов и восстановительной коммуникации.
Родители и служба примирения
ЧЕМ СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ МОЖЕТ ПОМОЧЬ РОДИТЕЛЯМ
-
Родители могут обратиться в службу в случае конфликта со своими детьми, чтобы лучше понять их и уметь договориться с ними (в случае конфликта ребенка и взрослого при проведении медиации обязательно участие взрослого медиатора).
-
Родители могут обратиться в службу в случае конфликта с учителем.
-
Родители и родительский комитет могут обратиться в службу по поводу конфликтов с администрацией.
-
Родители могут освоить навыки восстановительного способа разрешения конфликтов и использовать их в соответствующих ситуациях.
ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ РОДИТЕЛИ ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
Родителям, в первую очередь, надо поддерживать своих детей в их стремлении научиться разрешать конфликты конструктивным способом; могут поддерживать положительные изменения в детях после медиации, в классе и школе в результате деятельности службы примирения.
Педагоги и служба примирения
ЧЕМ СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ МОЖЕТ ПОМОЧЬ ПЕДАГОГАМ
-
Появляется возможность конструктивно управлять школьными конфликтами.
-
Конфликты используются в качестве воспитательной функции, которая при правильной организации может помочь развитию школьников.
-
Происходит восстановление душевного равновесия в школе.
-
Приобретаются новые знания и практические навыки в области примирения, выстраивания межличностных отношений в детской и детско-взрослой среде, происходит развитие методов и форм гражданского образования и воспитания, социализации школьников.
-
Осваиваются новые педагогические инструменты для разрешения трудных ситуаций и конфликтов.
-
Происходит освоение восстановительного подхода для поддержания порядка в детской среде.
-
Укрепляется роль школьного самоуправления.
Медиация – это альтернативная форма разрешения конфликта или спора в присутствии третьего независимого и нейтрального человека.
Медиатор – это посредник, который создает условия для диалога между участниками конфликта, помогает им провести переговоры и принять решение, которое может стать выходом из сложившейся ситуации.
Школьная медиация решает ряд важнейших проблем, связанных с учебно-воспитательным процессом школы:
-
обучение позитивной коммуникации, уважительного отношения друг к другу в детско-взрослых отношениях, конструктивному поведению в конфликте;
-
разрешение конфликта, сохраняя межличностные и деловые отношения;
-
профилактика и психокоррекции насилия и школьного буллинга;
-
предупреждение школьных конфликтов, правонарушений и ситуации острого противостояния;
-
воспитание умений вести диалог и выходить из конфликтных ситуаций без «потерь», отстаивать свои интересы и принимать другого человека, уважая его право на защиту собственных интересов.
Школьная служба медиации – это служба, созданная в образовательной организации и состоящая из педагогов, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода.
Особенности конфликтов, возникающих в учебной обстановке.
Именно в общеобразовательной школе закладываются основы поведения человека в будущем в предконфликтных и конфликтных ситуациях и именно поэтому, в школе необходимо создать благоприятные социально-психологические условия, обеспечивающие душевный комфорт педагогу, ученику и родителям.
Можно выделить несколько видов конфликтов, происходящих в школьной среде:
- Конфликт «Ученик — ученик» (борьба за авторитет, соперничество, обман, сплетни, оскорбления, обиды, враждебность к любимым ученикам учителя, личная неприязнь к человеку, симпатия без взаимности, борьба за девочку (мальчика).
- Конфликт «Учитель — родитель ученика» (подобные конфликтные действия могут быть спровоцированы как учителем, так и родителем, недовольство может быть и обоюдным, разные представления сторон о средствах воспитания, недовольство родителя методами обучения педагога, личная неприязнь, мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку).
- Конфликт «Учитель — ученик» (отсутствие единства в требованиях учителей, чрезмерное количество требований к ученику, непостоянство требований учителя, невыполнение требований самим учителем, ученик считает себя недооцененным, учитель не может примириться с недостатками ученика, личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость)).
Единый алгоритм решения любого школьного конфликта:
- Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, этоспокойствие.
- Второй момент — анализ ситуациибез превратности.
- Третьим важным пунктом являетсяоткрытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.
- Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу —выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели прийти.
- Последним, пятым пунктом станут выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.