План мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции
с учащимися на 2024/2025 учебный год
№ п/п |
Мероприятие |
Сроки проведения |
Ответственные |
1. |
Классные часы в рамках Недели здоровья «Молодежь. Здоровье. Образ жизни» |
20-28.09 |
Классные руководители 1-11 классов |
2. |
Проведение Дня здоровья |
2 суббота месяца |
Учителя физической культуры |
3. |
Встреча с медработником «Пути заражения» |
15.10.2024 |
Зам. директора по ВР
|
4. |
Акция «Молодежь против СПИДа»: - единый информационный час «Урок во имя жизни»; - конкурс плакатов «СПИДу – нет!»; - анкетирование «Знаем ли мы о СПИДе?»; - диспут «Вместе против СПИДа»; - игра «Мозаика»; - тематическая дискотека «Молодежь против СПИДа» |
29.11 – 01.12.2024 |
Заместитель директора по ВР
Педагог-организатор
Педагог социальный Классные руководители Педагог-психолог |
5. |
Ситуационная игра «В чем проблема?» |
11.02.2025 |
Педагог-организатор Педагог-психолог |
6. |
Спортландия «Мы за здоровый образ жизни» |
22.04.2025 |
Учителя физической культуры и спорта
|
7. |
День памяти жертв СПИДа: акция «Свеча памяти» |
13.05.2025 |
Педагог-организатор
|
8. |
Проведение кинолекториев и видеопоказов по данной тематике |
1 раз в квартал |
Зам. директора по ВР Педагог-организатор |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОМЕЛЬСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ГИГИЕНЫ,
ЭПИДЕМИОЛОГИИ И ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ
ВИЧ: 95-95-95
Эпидемия ВИЧ берет свое начало в 80-х годах 20 столетия, и за все это время она унесла жизни миллионов людей.
Проблема распространения ВИЧ затрагивает абсолютно каждую страну, заставляя все мировое сообщество делать решительные шаги по противодействию в данном направлении.
В 1994 году под эгидой ООН была создана организация ЮНЭЙДС (Объединённая программа Организации Объединённых Наций по ВИЧ/СПИД). Целью ЮНЭЙДС является укрепление и поддержка масштабных мероприятий по борьбе с ВИЧ, а также объединение усилий различных слоев общества против этой инфекции. Благодаря активной и продуктивной работе этой организации, статистка выявления новых случаев инфицирования ВИЧ в мире с 2000 года снизилась на 39 %. А количество смертей от СПИДа сократилось на 51 %. Применение антиретровирусных препаратов спасло порядка 15 млн. жизней. Однако, чтобы достичь больших результатов и победить эту болезнь, требуется время, усилия, немалые денежные средства и добровольная поддержка людей.
Активные действия по противодействию распространения ВИЧ ведет Всемирная организация здравоохранения. В апреле 2016 года, на 69-ой сессии всемирной ассамблеи здравоохранения была поставлена очень амбициозная цель: полностью прекратить эпидемию ВИЧ к 2030 году. Для этого были разработаны проекты глобальных стратегий здравоохранения, в т.ч. и в Республике Беларусь. Кроме того, ВОЗ постоянно проводит профилактическую и информационную работу.
Данная стратегия подразумевает, что к 2026 году 95 % людей, живущих с ВИЧ, будут знать свой ВИЧ-статус; 95 % людей, знающих свой ВИЧ-статус, будут получать лечение; у 95 % людей, получающих лечение при ВИЧ, в лабораторных условиях вирус не будет определяться (его «нет»). Это значит, что их иммунная система будет оставаться «сильной» и они больше не будут передавать инфекцию другим людям.
Достижение показателей 95-95-95 позволит ограничить развитие эпидемии до управляемых уровней и даст возможность перейти к фазе искоренения эпидемии. Если ответные меры будут слишком медленными, то эпидемия будет продолжать расти, что приведет к тяжелым человеческим и финансовым потерям, растущему спросу на антиретровирусную терапию и увеличению расходов на лечение и профилактику.
Каждый из нас может внести свою лепту в реализацию Стратегии ЮНЭЙДС «95-95-95». Для этого нужно сдать кровь на ВИЧ и узнать результат своего анализа. У кого впоследствии будет установлен диагноз ВИЧ-инфекция, необходимо осознанно организовать для себя прием антиретровирусных препаратов: обратиться к врачу-инфекционисту по месту жительства. Лечение ВИЧ-инфекции позволяет существенно увеличить продолжительность жизни людей, живущих с ВИЧ, и эффективно предупредить ее передачу.
Внести свой вклад в дело борьбы с ВИЧ – долг каждого!
Информационные материалы по профилактике ВИЧ-инфекции
«Школьное питание –
это залог здоровья подрастающего поколения»
Горячее питание детей во время пребывания в школе является одним из важных условий поддержания их здоровья и способности к эффективному обучению. Хорошая организация школьного питания ведёт к улучшению показателей уровня здоровья населения, и в первую очередь детей, учитывая, что в школе они проводят большую часть своего времени. Поэтому питание является одним из важных факторов, определяющих здоровье подрастающего поколения. Полноценное и сбалансированное питание способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности и успеваемости, физическому и умственному развитию детей и подростков, создаёт условия к их адаптации к современной жизни. Рациональное питание обучающихся — одно из условий создания здоровье — сберегающей среды в учреждении, снижения отрицательных эффектов и последствий функционирования системы образования. Недостаточное поступление питательных веществ в детском возрасте отрицательно сказывается на показателях физического развития, заболеваемости, успеваемости, способствует проявлению обменных нарушений и хронической патологии. В Кодексе Республики Беларусь «Об образовании».
За фразой «школьное питание» стоит здоровье наших детей. По данным валеологов, болезни органов пищеварения у детей и подростков занимают 3-е место. Поэтому важным фактором сохранения здоровья учеников является организация правильного питания не только дома, но и в школе. Специалисты считают, что ухудшение здоровья детей связано с неполноценным питанием, гиповитаминозами, химическими загрязнениями окружающей среды, отсутствием навыков и привычек здорового образа жизни.
Большую работу по сохранению здоровья учащихся проводит педагогический коллектив ГУО . В школе действует программа «Здоровое питание - путь к знаниям» и комплексно-целевая программа организации и развития школьного питания, которая включает в себя ряд мероприятий, направленных на формирование навыков здорового образа жизни детей и подростков, вопросам культуры питания и его организации.
В начале каждого нового учебного года планируется работа по данному направлению среди педагогов (классных руководителей, воспитателей ГПД), учащихся школы, организовывается работа по улучшению материально-технической базы школьной столовой, расширению форм услуг для учащихся и их родителей, а также проводится организационно-аналитическая работа. На первых в учебном году родительских собраниях вопрос организации питания один из самых важных. Для родителей проводится анкетирование «Здоровье ребенка - совместные усилия семьи и школы».
В школе работает Совет по питанию и бракеражная комиссия. Классные руководители 5-11 классов организовывают горячее питание учащихся.
В начале учебного года проводятся родительские собрания, на которых выступают члены комиссии по охране здоровья и обеспечения безопасности жизнедеятельности, работники школьной столовой, члены администрации школы: проводится целенаправленная работа по организации горячего питания в школе. Ежемесячно на совещаниях при директоре заслушиваются вопросы организации и развития школьного питания.
Информация для родителей по организации рационального питания школьников
К составлению полноценного рациона школьника требуется глубокий подход с учетом специфики детского организма. Освоение школьных программ требует от детей высокой умственной активности. Маленький человек, приобщающийся к знаниям, не только выполняет тяжелый труд, но одновременно и растет, развивается, и для всего этого он должен получать полноценное питание. Напряженная умственная деятельность, непривычная для первоклассников, связана со значительными затратами энергии.
Современный школьник, по мнению диетологов, должен есть не менее четырех раз в день, причем на завтрак, обед и ужин непременно должно быть горячее блюдо. Для растущего организма обязательны молоко, творог, сыр, кисломолочные продукты — источники кальция и белка. Дефицит кальция и фосфора также помогут восполнить рыбные блюда. В качестве гарнира лучше использовать не картошку или макароны, а тушеные или вареные овощи (капусту, свеклу, лук, морковь, бобовые, чеснок и капусту). За день школьники должны выпивать не менее одного-полутора литров жидкости, но не газированной воды, а фруктовых или овощных соков.
Родители возлагают большие надежды на правильный завтрак — ведь они лично контролируют этот процесс и могут быть абсолютно уверены, что хотя бы раз в день ребенок поел как следует. Однако не все знают, какой завтрак наиболее ценен для школьника.
Помимо сладкого чая, варенья и кондитерских изделий, в утренний завтрак школьников должны обязательно входить хлебобулочные изделия, каши (овсянка зарекомендовала себя лучше всех), макароны, свежие овощи, из фруктов предпочтительны яблоки, богатые клетчаткой и пектином. Это сложные формы углеводов, запас которых необходим ребенку. Остальные углеводы лучше распределить на промежуточные приемы в течение школьного дня: фруктовые напитки, чай, кофе, булочки, печенье, конфеты обеспечат постоянное поступление свежих порций глюкозы в кровь и будут стимулировать умственную активность школьников.
Второй по значимости компонент пищи, нужный для удовлетворения энергетических потребностей школьников, — это жиры. На их долю приходится от 20 до 30% от общих суточных затрат энергии.
В пищевом рационе школьника должна присутствовать в необходимых количествах клетчатка — смесь трудноперевариваемых веществ, которые находятся в стеблях, листьях и плодах растений. Она необходима для нормального пищеварения.
Белки — это основной материал, который используется для построения тканей и органов ребенка. Белки отличаются от жиров и углеводов тем, что содержат азот, поэтому белки нельзя заменить никакими другими веществами.
Школьники 7—11 лет должны получать в сутки 70—80 г белка, или 2,5-3 г на 1 кг веса, а учащиеся 12—17 лет — 90-100 г, или 2—2,5 г на 1 кг веса.
Дети и подростки — юные спортсмены, имеющие повышенные физические нагрузки (в том числе и участники туристских походов), нуждаются в увеличении суточной нормы потребления белка до 116—120 г в возрасте 10—13 лет. и до 132—140 г в возрасте 14—17 лет.
В детском питании учитываются качественные особенности белков. Так, удельный вес белков животного происхождения в рационе детей школьного возраста составляет 65—60%, у взрослых—50%. Потребностям детского организма в наибольшей степени соответствует молочный белок, так же как и все остальные компоненты молока. В связи с этим молоко должно рассматриваться как обязательный, не подлежащий замене продукт детского питания. Для детей школьного возраста суточная норма молока — 500 мл. Следует иметь в виду, что 100 г молока соответствует 12 г сухого молока или 25 г сгущенного.
Незаменимые аминокислоты: лизин, триптофан и гистидин — рассматриваются как факторы роста. Лучшими их поставщиками являются мясо, рыба и яйца.
Здоровый образ жизни и безопасность
Здоровый образ жизни и безопасность — звучит как лозунг, если с понятием «здоровый образ жизни» как-то более или менее понятно, то по поводу безопасности образа жизни у многих возникают различные ассоциации.
Люди гибнут в ДТП, при пожарах, от рук насильников и бандитов, от отравлений некачественным алкоголем. Много в последнее время произошло техногенных катастроф со смертельными случаями.
Тем не менее, каждый человек, каждый родитель в состоянии помочь себе и близким, приняв здоровый образ жизни и безопасность как правило жизни.
Этим нужно заниматься, конечно, с детства.
Правила здорового образа жизни
1. Соблюдение правил личной гигиены, гигиены дома или рабочего места поможет справиться со многими вирусными заболеваниями. Здесь, конечно, не нужна излишняя стерильность, иначе ослабнет иммунная система.
2. Правильное питание — залог здоровья. Именно в детстве формируются эти привычки здорового питания. Натуральные продукты, чистая питьевая вода, никаких консервантов в продуктах, никаких излишеств.
3. Питание в соответствии с возрастом, желательно использовать продукты, полученные и выращенные в той местности, в которой живёте.
4. Отказ от вредных привычек не требует комментариев. В настоящее время есть много вариантов помощи людям, страдающим от наркотической зависимости. Главное – желание самого человека.
5. Необходимо слушать свой организм, вовремя лечить или профилактировать заболевания. Используйте, конечно, современные методы излечения с помощью традиционной медицины, и накопленный опыт народной медицины. Так много в природе средств, трав и пр. – всё натуральное и безвредное.
6. В детских дошкольных и школьных заведениях, и в семье необходимо постоянно проводить беседы, практические занятия и игры, где объяснять детям, как устроен организм человека, как работают органы, почему нужно делать прививки, принимать витамины и правильно вовремя питаться, роль лекарств. Что дают физические занятия!?
7. Необходимо постоянно напоминать детям правила дорожного движения, как вести себя при пожаре. Научить оказывать первую медицинскую помощь, вызывать соответствующие службы.
8. Духовное развитие и взрослых и детей – это наше нравственное здоровье. Воспитание и укрепление праведного образа жизни, нравственности, повышение интеллекта.
Здоровый образ жизни и безопасность можно ещё добавлять и разъяснять по каждому пункту.
Образование и ВИЧ-инфекция – понятия совместимые
В настоящее время профилактика — это единственный способ ограничить распространение вируса иммунодефицита человека.
Знание путей передачи ВИЧ-инфекции поможет избежать рискованного поведения и сохранить здоровье.
Передача ВИЧ-инфекции происходит тремя путями:
· Парентеральный путь (через кровь) – заражение происходит при внутривенном введении инфицированных наркотических веществ, использовании нестерильных игл и шприцев, при переливании зараженной крови, через нестерильные инструменты для гигиенических процедур;
· Половой путь – заражение происходит при половом контакте с ВИЧ-положительным лицом;
· Вертикальный, или внутриутробный путь – вирус передается от инфицированной матери ребенку во время беременности, родов, кормления грудью.
Белорусские законы гарантируют ВИЧ-положительным взрослым и детям те же права, что и всем остальным гражданам Республики Беларусь, без всяких ограничений. Право ВИЧ-положительных детей на обучение и воспитание реализуется в рамках действующего законодательства, согласно которому ВИЧ-положительный ребенок должен быть принят в любое учебное заведение на общих основаниях. Наличие ВИЧ-инфекции у ребенка не может служить основанием для отказа в приеме его в дошкольное учреждение или школу, равно как и исключения из них.
Вопрос о посещении ребенком детского сада или общеобразовательной школы решают его родители вместе с врачом, который наблюдает ребенка. С учетом общего состояния здоровья, уровня психомоторного, речевого и физического развития ребенка определяется оптимальная форма его обучения в дошкольном и школьном возрасте.
При удовлетворительном состоянии здоровья ВИЧ-положительные дети могут посещать обычные образовательные учреждения, детские кружки, спортивные секции на общих основаниях, так как они не представляют инфекционной опасности ни для других детей, ни для персонала образовательного учреждения.
Медицинские и другие работники образовательных учреждений, которым стало известно о ВИЧ-положительном статусе ребенка, несут уголовную ответственность за разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, к которой относится диагноз ребенка и его родителей.
Сегодня ВИЧ-инфекция может коснуться каждого. Люди могут годами жить с вирусом и не подозревать о его наличии из-за отсутствия у них каких-либо признаков заболевания. Для того чтобы предотвратить возможность инфицирования ВИЧ, гепатитами, другими инфекциями, передаваемыми через кровь, всем необходимо соблюдать простые меры профилактики. Соблюдать эти меры нужно всегда, везде и в отношении всех без исключения людей.
Меры профилактики должны соблюдаться в любом дошкольном учреждении и школе независимо от того, обнаружены ли у кого-то из учеников или сотрудников ВИЧ-инфекция или другое инфекционное заболевание.
Важно помнить!
· Нельзя прикасаться к предметам, на которых есть чужая кровь, особенно, если на твоей коже есть ранки или порезы. Очень опасны чужие шприцы, найденные на улице;
· У каждого должны быть свои личные: зубная щетка, маникюрные ножницы, щипчики, бритвенный станок. Эти правила гигиены должен соблюдать каждый человек!;
· Делать прокол ушей, пирсинг можно только у косметолога и только одноразовым инструментом.
Взрослые и дети должны знать, что:
· присутствие в детском коллективе ВИЧ-положительного ребенка не опасно для остальных детей;
· закон запрещает исключение ребенка из образовательного учреждения на основании наличия у него диагноза «ВИЧ-инфекция»;
· образовательное учреждение в полном соответствии с законами принимает и обучает всех детей независимо от их ВИЧ-статуса;
· надо проявлять деликатность: не следует задавать вопросов о наличии ВИЧ-инфекции у кого бы то ни было.
Дружба, общение, совместное обучение, совместное посещение бассейна с ВИЧ-позитивными людьми совершенно безопасны.
Врач-эпидемиолог
отдела профилактики ВИЧ/СПИД
Гомельского областного ЦГЭ и ОЗ М.И.Ховалко
Единый белорусский веб-портал по ВИЧ/СПИДу (библиотека)
Здоровый образ жизни для детей
Быть здоровыми, красивыми, полными сил хотят и взрослые и дети. А что для этого нужно делать? Всего лишь знать и выполнять правила здорового образа жизни.
Что же это такое – Здоровый Образ Жизни (ЗОЖ)?
Даём определение для взрослых: «здоровый образ жизни — образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья; система разумного поведения человека, которая обеспечивает человеку физическое, душевное, социальное благополучие и активное долголетие». (с сайта международного общественного движения «Здоровая планета» http://www.zdorovajaplaneta.ru/zdorovyj-obraz-zhizni-zozh)
Определение для детей: здоровый образ жизни - это действия, нацеленные на укрепление здоровья. Итак, чтобы быть здоровым, нужно не принебрегать правилами личной гигиены и режимом дня, правильно питаться и заниматься спортом.
Личная гигиена.
Чистота — залог здоровья (рус. нар. пословица).
Главное требование гигиены – держать тело в чистоте. Это избавит вас от риска получить заболевания, связанные с размножением бактерий и паразитов. Для этого надо соблюдать элементарные правила гигиены.
1.Обязательно чистите зубы после утреннего пробуждения и перед тем, как отходить ко сну.
2. Регулярно мойте голову.
3.Содержите в чистоте расчёски, резинки и заколки для волос.
4.Принимайте душ или ванну 2 раза в день.
5. Обязательно мойте руки по приходу домой, до и после еды, после игры с животными, после туалета.
6. Уделяйте внимание чистоте вашей одежды и обуви.
Режим дня
Сидеть да лежать, болезни поджидать (рус. нар. пословица).
Иллюстрация К. Ротова к стихотворению А. Митты «Чудо-кровать» |
Вы скажете, что режим дня придумали родители, воспитатели и учителя. Совершенно верно! Именно этим людям небезразлично как себя чувствуют дети, с каким настроением они принимаются за уроки и занятия, найдётся ли в течение дня время на еду и развлечения.
Итак, режим дня - это правильное распределение времени на сон, работу, питание и отдых.
Бывает, что мы нарушаем режим дня: поздно встаём, едим, когда захочется, смотрим фильмы или мультики допоздна, валяемся на диване. Но если человек будет так жить всегда, то он станет капризным лентяем, а без правильного питания и прогулок на свежем воздухе он ещё и заболеет.
Значит основа правильного распорядка дня и хорошего самочувствия это :
-
Нормальная продолжительность сна (Школьник должен спать не менее 9-10,5 часов).
-
Соблюдение времени отхода ко сну и ежедневного пробуждения.
-
Соблюдение графика приёма пищи.
-
Соблюдение баланса между учебными занятиями в школе и дома с активным отдыхом и пребыванием на свежем воздухе. (Вернувшись из школы, ребёнок должен пообедать и обязательно отдохнуть. Отдых составит около 1-1,5 часа, без чтения книг и просмотра телевизора. Начинать выполнение домашнего задания рекомендуется с наименее тяжёлых предметов, переходя к более сложным. Через каждые 30-40 минут выполнения уроков, следует проводить 15 минутные перерывы с физкультминуткой под музыку).
Вы можете построить свой режим дня, посоветовавшись с родителями. Главное – найти в себе силы соблюдать этот режим!
Правильное питание.
Как жуёшь, так и живёшь (рус. нар. пословица).
Фотограф Саманта Ли создает картины из обычной еды. |
Понятно, что для детей готовят пищу взрослые. Понятно, что детям для роста и взросления нужно много сил. А получать всё необходимое они должны из пищи, богатой микроэлементами, минералами и витаминами. Отсутствие сбалансированного полноценного питания может обернуться испорченным на всю жизнь здоровьем. Поэтому нужно постараться есть всё полезное, что вам предлагают родители. Правила здорового питания достаточно просты и не требуют специальных навыков.
Ешьте богатые витаминами овощи и фрукты. Не отказывайтесь от тех овощей и фруктов, которые однажды показались вам невкусными, попробуйте их ещё раз, вдруг понравятся. Свежие овощи и фрукты не только утолят голод, но и пополнят недостаток полезных веществ.
Употребляйте кисломолочные продукты (кефир, простоквашу, творог, сметану и проч). Они содержат полезный белок и способствуют нормальному пищеварению.
Ешьте каши. Они содержат сложные углеводы, которые позволяют организму быть энергичным и бодрым в течение многих часов. В качестве гарнира это блюдо отлично гармонирует с мясом, рыбой и овощами.
Не отказывайтесь от мяса. В мясе содержится огромное количество полезных веществ, таких, как железо, калий, фосфор. Они дают организму силы и возможности правильно развиваться и бороться с болезнями.
Совет. Не торопитесь во время еды, хорошо пережёвывайте пищу. Это спасение для желудка и всей пищеварительной системы. Специалисты рекомендуют жевать пищу не менее двадцати раз.
Спорт и физические нагрузки.
Двигайся больше, проживёшь дольше (рус. нар. пословица)
Чем меньше мы двигаемся, тем больше риск заболеть. Хорошо, если у вас много свободного времени. Вы можете посещать спортивные секции, упражняться в тренажёрном зале или танцевать. Вариантов очень много. Но что же делать, если вы занятой человек и почти не имеете свободного времени? Тогда начать день необходимо с утренней зарядки, которая поможет перейти от сна к бодрствованию, позволит организму активно включиться в работу. Выполнять упражнения надо в определенной последовательности: вначале потягивания, затем упражнения для рук и плечевого пояса, затем туловища и ног.
Заканчивают зарядку прыжками и бегом, после чего делают упражнение на восстановление дыхания.
Посвятите зарядке 10-15 минут и ваше тело всегда будет в отличном состоянии.
Помимо зарядки к физическому воспитанию относится активное пребывание на свежем воздухе: подвижные игры и/или ежедневные прогулки на роликах, велосипеде и проч. Физический труд, гимнастика, прогулка, бег и т.п. улучшают кровообращение, дают энергию, хорошее настроение, здоровье.
Картины Евгении Гапчинской с сайта http://www.gapart.com |
Отказ от вредных привычек.
Мы не станем углубляться и долго говорить о вредных привычках. Это общеизвестный факт. Мы очень надеемся, что каждый из вас, наших читателей, ценит своё здоровье и уже давно принял решение никогда не быть зависимым.
Хотите быть лучше, сильнее, веселее? Тогда начните вести здоровый образ жизни. На самом деле, вести ЗОЖ намного проще, чем можно подумать. Просто начните с малого. Давайте сами себе задание (встать вовремя, не забыть почистить зубы, поесть до выхода в школу, собраться и сделать уроки за 40 минут и др.) выполняйте их и планомерно формируйте новые полезные привычки.